Цель учебного процесса

А.А. Захаров

http://electra10.ru/

http://arkadijzakharov.narod.ru

 http://www.ooo245.ru/

Целью всякого учебного процесса является эффективное овладение учебным материалом за короткий промежуток времени. Почему фактор “короткого времени” является очень важным? А по той причине, что если человек не увидит результата своей учебной деятельности через десять дней, то можно сразу же прекращать любое обучение: оно будет бесполезным. А что происходит в школе или в вузе? Лекции и семинары проводятся раз в неделю. Допустим, по какой-нибудь причине было пропущено одно занятие. А это означает четырнадцать дней, которые выпали из учебного процесса…

Каким образом можно заложить в методику обучения два важных фактора: скорость и качество изучения учебного материала?

В своих пособиях [1] я отвечаю на этот вопрос на примере обучения конкретному учебному материалу, а именно: предлагаю метод освоения такой важной грамматической темы, как временные конструкции английского и немецкого языков. На изучение данной темы в школе отводится пять лет и три года в Вузе. Предложенный мною метод позволяет даже начинающего изучать язык впервые научить переводить любые сложные глагольные конструкции за один час в условиях обучения в группе. Индивидуально этому виду работы можно научить за двадцать- тридцать минут.

В основании данного метода лежит теория поэтапного формирования умственных действий. Изучая и применяя на практике данную теорию и, в частности опыт Милашевича [2], я разработал новый способ распознавания и перевода глагольных форм (этот способ я применил для обучения переводу глагольных форм и в других языках, а именно: английском, немецком, итальянском, французском, персидском, древнегреческом, латинском, иврите, якутском. В якутском гос. Университете под моим руководством подготовлено пособие по обучению переводу глагольных форм якутского языка на русский язык). Большое влияние на создание этой методики оказала теория всеединства Владимира Соловьева. Для посвященных в эту теорию приведенные здесь упражнения могут служить иллюстрацией к ней.

Здесь реализована также идея “уплотнения” знания. Когда говорят об “уплотнении” знаний, то не открывают какого-либо принципиально нового процесса. Уплотнение знаний постоянно происходит в науке. Еще в ХII и даже ХIV столетии за умение делить четырехзначные числа друг на друга в римской системе счисления давали звание доктора наук. И выучиться делить было очень трудно, так как сам метод освоения при этой системе чисел был громоздким и запутанным. Поэтому учили делению отнюдь не во всех университетах. А в индусско-арабской системе чисел такое деление легко делает любой 7-9 летний карапуз.

Большинство современных методик обучения переводу глагольных конструкций иностранных языков на русский язык похожи на методику обучения делению четырехзначных чисел друг на друга в римской системе счисления. Поэтому-то процесс изучения “времен” как немецкого, английского, так и ряда других языков у нас растягивается на долгие годы.

Возникает вопрос, почему методы ускоренного обучения не проникают в школы и вузы? Но ответ на этот вопрос есть тема другого доклада.

 

Литература:

 

1. Захаров А.А. «Двадцать шесть времен за двадцать шесть минут», М.,2003; «Двенадцать времен за двадцать четыре минуты», М., 2003.

2. Милашевич В.В. Грамматический минимум для чтения научно-технической литературы на английском языке. Вып.1. Владивосток, 1974.

Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук